Рецензии...

   
Об авторе
Лирические этюды
Проза
Публицистика
Мысли, проекты
Рецензии
Творчество
Гостевая книга


23 сентября 2003 г.

Когда-то гений сюрреализма Сальвадор Дали сказал, что прежде чем войти в воду - нужно сперва научиться плавать. Подразумевалось, что если художник экспериментирует, он должен, как минимум, свободно владеть искусством живописца. В современном творчестве, как выяснилось, достаточно просто, очертя голову, погрузиться в стихию волн, и этого достаточно, чтобы плыть. Что ж, в том и заключается свобода художника, чтобы посметь присвоить себе это имя. Как ни странно, не тот художник, кто умеет рисовать, а тот, кто не может этого не далать. Я знавал и тех и других: одни были мастерами технического рисунка - могли один в один воспроизвести любой фотоснимок, другие были не способны даже изобразить барашка Экзюпери, но не могли ни дня прожить без карандаша и бумаги. Почему, ознакомившись с творчеством Юрия Крупенича, мои мысли устремились в область изобразительного искусства? Кто-то даже может ошибочно предположить, что проза представленного автора - что-то из разряда экспериментальных исзысков. Довольно парадоксальное начало, - скажете вы. А все дело в том, что Юрий Крупенич МАСТЕРСКИ владеет инструментом художника, он не впадает в экстаз концептуализма, не экспериментирует с формой, не делает попыток по-новому отразить образ. Он не стремится потрясти воображение читателя, его главная цель - реальная картина реальной повседневности, из которой, используя все палитру русского языка, автор выхватывае яркий и выразительный отрезок. Любая жизненная ситуация, которая едва ли заслуживала бы внимания, превращается в интересный рассказ, впитываемый на одном дыхании. Вот, "Голуби над Германией" - казалось бы: ну, жил-был голубятник, ну, пошел в море, прихватив зачем-то своих голубей, ну, выпустил их в немецкое небо. История? Что-то в духе курьезов, тема для курилки. Но вот за дело берется мастер слова, и в воображении возникают картины уже Калининграда давно забытой, другой эпохи, синее небо над кирхами Германии... В чем талант писателя-живописца? Для рождения бессмертного "Ревизору" Гоголю было достаточно простого анекдота...

Что ж, в творчестве Крупенича, пожалуй, трудно найти яркие художественные открытия, он не новатор, а писатель-профессионал, который способен оживить любой, даже незаметный, эпизод повседневных будней. Однако у него есть особая специализация, как у каждого художника-реалиста, будь то маринист или баталист. Он - мастер калининградского рассказа, все его герои так или иначе связаны с самым западным российским регионом. Важно, что автор напрямую не указывает на географию событий, но постепенно отдельные штрихи, наброски, упоминания, названия и т.п. воссоздают целостную картину конкретной местности. Кроме того, все созданные Юрием Крупеничем образы, во всей широте отвечают духу времени происходящих событий

В целом, проза Юрия Крупенича чем-то напоминает хорошее кино, когда так хочется дождаться продолжения картины. Его рассказы, по меньшей мере просто интересные и содержательные, безусловно станут находкой для поклонников литературных традиций. И особенно для тех, кто связан душой с нашим замечательным янтарным краем.

Юрий Горбушин


 
         
© GeorgeG - 2003 - Kaliningrad
Хостинг от uCoz